Народное творчество, ремесла, мода
Мода — зеркало культуры, безошибочно отражающее текущие процессы в современномобществе. Если сузить понятие моды только до одежды, можно сказать, что мода представляетсобой символ индивидуально- го существования человека, а также определенной группы людей,нации и эпохи. Современная мода маркирует глобальные процессы стирания гендерных инациональных границ, размывания традиционных ценностей. Безобразность, безОбразность иистерическое потребление — вот приметы времени. Достаточно посчитать, сколько женщин нарусских улицах одеты в джинсы, а сколько в платья. В платьях — очевидное меньшинство.
Сегодняшняя Россия не ассоциируется с источником модных тенденций, напротив, мы находимсяв унизительном положении копирования трендов, которые создают «модные столицы» для всех сфержизни. От формата телепередач до формы стаканчика для кофе, от образа жизни до костюма,подходящего для него. А между тем, русская культура и традиция костюма в частности, самобытнаи богата значениями: сакральная символика цвета, кроя, орнамента — источник бесконечныхинтерпретаций и проектирования будущего. Можно найти множество примеров успешногопереосмысления традиционной грузинской, индийской, японской, мусульманской одежды. С нашимнациональным костюмом до сих пор не случилось ничего подобного, несмотря на периодическоеобращение отечественных и западных дизайнеров к русской теме.
Русский орнамент — стратегический ресурс. Простой пример: совсем недавно рубашка-вышиванкабыла поднята на стяг новой украинской идентичности. Но стоит полистать сборник великорусскихи малороссийских узоров вышивания, изданный в Санкт-Петербурге в 1877 году, и станет ясно: вышиванка — наследие, прежде всего, русской культуры. Получается, что еслиаполитизировать ношение вышиванок и популяризировать их в России, у русофобии будет меньшешансов. Во многих республиках СНГ орнамент — национальное достояние и любимый дизайн. Сделать русскую традицию модной — вот задача РХС.
Текстиль — элемент национальной безопасности. Не так давно в России работали льняные,хлопковые, камвольные, шелковые комбинаты, золотошвейные, кружевные фабрики. А сейчас каждый год закрывается то или иное текстильное производство. Можно сетовать на рынок, на ВТО, на технологическую осталось, но отсутствие легкой промышленности — показатель недостатканационального суверенитета. Согласитесь, «ходить в своем» и «ходить в чужом» — два разныхсостояния, два разных взгляда на мир и себя самого. Английская шерсть и лионский шелк,кашмирская шерсть и китайский шелк, среднеазиатский или американский хлопок — это ведьисторические бренды. За ними не просто производство, но и система символов, разработанныедизайн-коды, а значит и образ жизни, система ценностей. А еще это многомиллионный оборот.
Когда-то Махатма Ганди начал бороться за независимость Индии с того, что призвал отказался отиспользования английского текстиля и наладил внутреннее производство ткани. Но не является лиглобализм продолжением колониальной политики? Ведь на большинстве наших соотечественниковсегодня нет ни одной русской ниточки! Даже русские производители предпочитают скрываться залатинскими названиями. Это не экономика, а внушенный глобалистской модой комплекснеполноценности, неспособности к высокому стилю.
Высокий стиль — это и корпоративная культура. Школьная форма, униформа для государственныхкомпаний и международных выставок, представляющих Россию, для турфирм (Золотое кольцо, Байкал и т.д.). Этим должны заниматься профессиональные художники. Задача РХС — помочь созданию актуального художественного контента для русской материальной культуры, восстановлению связи художника с отечественным производителем, поддержать возрождение народных промыслов. Традиция, если подходить к ней с умом, — это сотни тысяч рабочих мест!
Традиция не станет модной, если за дело не возьмется молодежь. Необходимо проводитьконкурсы, работать с профильными вузами, организовывать дискуссии, исследования, круглыестолы, проводить мероприятия, которые станут альтернативой многочисленным неделям моды —формату, исчерпавшему себя во всех смыслах. Здесь также — широкое поле деятельности дляРХС.
Сегодняшняя Россия не ассоциируется с источником модных тенденций, напротив, мы находимсяв унизительном положении копирования трендов, которые создают «модные столицы» для всех сфержизни. От формата телепередач до формы стаканчика для кофе, от образа жизни до костюма,подходящего для него. А между тем, русская культура и традиция костюма в частности, самобытнаи богата значениями: сакральная символика цвета, кроя, орнамента — источник бесконечныхинтерпретаций и проектирования будущего. Можно найти множество примеров успешногопереосмысления традиционной грузинской, индийской, японской, мусульманской одежды. С нашимнациональным костюмом до сих пор не случилось ничего подобного, несмотря на периодическоеобращение отечественных и западных дизайнеров к русской теме.
Русский орнамент — стратегический ресурс. Простой пример: совсем недавно рубашка-вышиванкабыла поднята на стяг новой украинской идентичности. Но стоит полистать сборник великорусскихи малороссийских узоров вышивания, изданный в Санкт-Петербурге в 1877 году, и станет ясно: вышиванка — наследие, прежде всего, русской культуры. Получается, что еслиаполитизировать ношение вышиванок и популяризировать их в России, у русофобии будет меньшешансов. Во многих республиках СНГ орнамент — национальное достояние и любимый дизайн. Сделать русскую традицию модной — вот задача РХС.
Текстиль — элемент национальной безопасности. Не так давно в России работали льняные,хлопковые, камвольные, шелковые комбинаты, золотошвейные, кружевные фабрики. А сейчас каждый год закрывается то или иное текстильное производство. Можно сетовать на рынок, на ВТО, на технологическую осталось, но отсутствие легкой промышленности — показатель недостатканационального суверенитета. Согласитесь, «ходить в своем» и «ходить в чужом» — два разныхсостояния, два разных взгляда на мир и себя самого. Английская шерсть и лионский шелк,кашмирская шерсть и китайский шелк, среднеазиатский или американский хлопок — это ведьисторические бренды. За ними не просто производство, но и система символов, разработанныедизайн-коды, а значит и образ жизни, система ценностей. А еще это многомиллионный оборот.
Когда-то Махатма Ганди начал бороться за независимость Индии с того, что призвал отказался отиспользования английского текстиля и наладил внутреннее производство ткани. Но не является лиглобализм продолжением колониальной политики? Ведь на большинстве наших соотечественниковсегодня нет ни одной русской ниточки! Даже русские производители предпочитают скрываться залатинскими названиями. Это не экономика, а внушенный глобалистской модой комплекснеполноценности, неспособности к высокому стилю.
Высокий стиль — это и корпоративная культура. Школьная форма, униформа для государственныхкомпаний и международных выставок, представляющих Россию, для турфирм (Золотое кольцо, Байкал и т.д.). Этим должны заниматься профессиональные художники. Задача РХС — помочь созданию актуального художественного контента для русской материальной культуры, восстановлению связи художника с отечественным производителем, поддержать возрождение народных промыслов. Традиция, если подходить к ней с умом, — это сотни тысяч рабочих мест!
Традиция не станет модной, если за дело не возьмется молодежь. Необходимо проводитьконкурсы, работать с профильными вузами, организовывать дискуссии, исследования, круглыестолы, проводить мероприятия, которые станут альтернативой многочисленным неделям моды —формату, исчерпавшему себя во всех смыслах. Здесь также — широкое поле деятельности дляРХС.