Культурное наследие
Культурное наследие — краеугольный камень самосознания нации. Историческая память,сбережение традиций и материальных артефактов условие сохранения национального единства исобственной идентичности. Для Русского Художественного Союза, сосредоточенного на удержаниифундаментальных эстетических и нравственных ценностей русской цивилизации, вопрос осохранении национального культурного наследия является принципиальным.
К историко-культурному наследию принято относить, прежде всего, материальные объекты —движимые и недвижимые. Если говорить о произведениях искусства и значимых историческихпредметах и документах, то положение крупных национальных музеев, архивов, театров ибиблиотек в больших городах относительно благополучно. В провинции же они выживают толькоблагодаря личному энтузиазму сотрудников, подвергаясь опасности захвата и уничтожения состороны недобросовестных местных чиновников и коммерсантов. А между тем отношение к наследию предков формируются прежде всего на малой родине.
Планомерный снос исторических зданий в советские годы сформировал пренебрежительноеотношение к старым постройкам. И если сегодня снос храма, все же, выглядит кощунством, торешение о ликвидации старого городского особняка ради строительства современного торговогоцентра принимается с легкостью и обычно не вызывает возражений общественности.
Принято считать, что реставрация — дело дорогое, но это не совсем так: Европа давноосвоила метод более аутентичной и дешевой консервации, а кроме того, накопила разнообразныйопыт приспособления старых объектов к новому использованию. Новая жизнь архитектурногопамятника — залог здоровья «гения места».
В сложной ситуации оказались старинные храмы: являясь охраняемыми памятниками, онинаходятся на балансе Церкви, и качество реставрации определяется настоятелями, часто далекимиот тонкостей реставрационной практики.
Профессия реставратора — отдельная проблема. Уходит советская реставрационная школа,которая совсем недавно не уступала европейской. Сама отрасль устроена сегодня так, чтоквалифицированные мастера оказываются не у дел. Кроме того, в России в принципе не существуетподготовки управленцев в сфере наследия, а без этого грамотное сохранение памятниканевозможно. Вопрос профессионального образования и сертификации стоит очень остро.
Русский Художественный Союз намерен осуществлять проекты, связанные с культурнымнаследием, как самостоятельно, так и во взаимодействии с ключевыми участниками отрасли —Министерством культуры РФ, Русской Православной Церковью, международными структурами(ЮНЕСКО), общественными объединениями (ВООПиК, «Архнадзор»), благотворительными фондами,организациями реставраторов, архитекторов, музееведов, краеведов, волонтеров, частнымисобственниками исторической недвижимости, строительным и туристическим бизнесом.
Важный аспект нашей деятельности — привлечение СМИ и социальных сетей для популяризациирусского культурного наследия, особенно в молодежной среде. Культурное наследие должно войтив моду! В Италии, Франции, Великобритании и других странах Европы памятники архитектуры давностали частью современной жизни. Это не только символический капитал, но и экономическиосмысленный актив.
Мы уверены, что наиболее эффективным способом приобщения людей к делу сохранения в Россиистанут творческие решения, представляющие объекты наследия в неожиданном, современномракурсе, с привлекательными вариантами их использования, формирующие личное эмоциональноеотношение к ним. Такой подход возможен благодаря междисциплинарному, мультиформатномухарактеру Русского Художественного Союза, объединяющему творцов-единомышленников в самыхразных видах искусства.
К историко-культурному наследию принято относить, прежде всего, материальные объекты —движимые и недвижимые. Если говорить о произведениях искусства и значимых историческихпредметах и документах, то положение крупных национальных музеев, архивов, театров ибиблиотек в больших городах относительно благополучно. В провинции же они выживают толькоблагодаря личному энтузиазму сотрудников, подвергаясь опасности захвата и уничтожения состороны недобросовестных местных чиновников и коммерсантов. А между тем отношение к наследию предков формируются прежде всего на малой родине.
Планомерный снос исторических зданий в советские годы сформировал пренебрежительноеотношение к старым постройкам. И если сегодня снос храма, все же, выглядит кощунством, торешение о ликвидации старого городского особняка ради строительства современного торговогоцентра принимается с легкостью и обычно не вызывает возражений общественности.
Принято считать, что реставрация — дело дорогое, но это не совсем так: Европа давноосвоила метод более аутентичной и дешевой консервации, а кроме того, накопила разнообразныйопыт приспособления старых объектов к новому использованию. Новая жизнь архитектурногопамятника — залог здоровья «гения места».
В сложной ситуации оказались старинные храмы: являясь охраняемыми памятниками, онинаходятся на балансе Церкви, и качество реставрации определяется настоятелями, часто далекимиот тонкостей реставрационной практики.
Профессия реставратора — отдельная проблема. Уходит советская реставрационная школа,которая совсем недавно не уступала европейской. Сама отрасль устроена сегодня так, чтоквалифицированные мастера оказываются не у дел. Кроме того, в России в принципе не существуетподготовки управленцев в сфере наследия, а без этого грамотное сохранение памятниканевозможно. Вопрос профессионального образования и сертификации стоит очень остро.
Русский Художественный Союз намерен осуществлять проекты, связанные с культурнымнаследием, как самостоятельно, так и во взаимодействии с ключевыми участниками отрасли —Министерством культуры РФ, Русской Православной Церковью, международными структурами(ЮНЕСКО), общественными объединениями (ВООПиК, «Архнадзор»), благотворительными фондами,организациями реставраторов, архитекторов, музееведов, краеведов, волонтеров, частнымисобственниками исторической недвижимости, строительным и туристическим бизнесом.
Важный аспект нашей деятельности — привлечение СМИ и социальных сетей для популяризациирусского культурного наследия, особенно в молодежной среде. Культурное наследие должно войтив моду! В Италии, Франции, Великобритании и других странах Европы памятники архитектуры давностали частью современной жизни. Это не только символический капитал, но и экономическиосмысленный актив.
Мы уверены, что наиболее эффективным способом приобщения людей к делу сохранения в Россиистанут творческие решения, представляющие объекты наследия в неожиданном, современномракурсе, с привлекательными вариантами их использования, формирующие личное эмоциональноеотношение к ним. Такой подход возможен благодаря междисциплинарному, мультиформатномухарактеру Русского Художественного Союза, объединяющему творцов-единомышленников в самыхразных видах искусства.