Искусствоведение 

Искусствоведение для нас — не академическая дисциплина. Оно сочетает скурпулезное изучениеразнообразных культурных сфер — от философии до психоанализа, от иконописи до граффити — створческим синтезом, интуицией. По сути, это культурология, взятая в эстетическом ключе.Искусствоведение принадлежит народу. Народ должен любить и понимать искусство. Вот нашепонимание текущей повестки.

1. Искусство, назначив своей целью «поиск границ возможного», выпив до дна все старыежанры, расправившись с фигуративностью, обесценив ремесло, изгнав «функцию» и провозгласив«художник никому ничего не должен», пришло к самоиспарению, самоустранению, превратилось вслова о себе, произненосимые журналистами и искусствоведами.

А ведь люди не перестали быть, жить, любить... Люди не стали другими. Прогресс технологий неизменил человека, которого до сих пор можно описать при помощи двух-трех великих книг.Человек хочет освоить и даже присвоить этот не им придуманный мир. Хочет оставить свой след.Хочет, чтобы о нём помнили.

2. Что-то изменилось в самом воздухе. Как морок испаряется постмодернистское межвременье,уступая место какому-то новому позитивизму, нео-нео-позитивизму. Наступают времена новогогероизма, нового пафоса.

3. Мир окутан избыточной, разветвленной сетью логистики для символических продуктов,которую пока нечем заполнить. Пока сам факт логистической избыточности является элементомуправления незрелыми символическими экономиками.

4. Разрушение Большого Красного проекта, развал Советской империи усугубили нашусуверенность, заставив ходить по замкнутому кругу многовековой интеллигентской повестки: «какнаучиться с гордым выражением лица мелко и крупно пакостить Власти, одновременно кормясь с ееруки».

5. Можно медленно усыхать, истончаться, сидя на дымящихся руинах, заполняя праздноеумирание ленивой описью этих руин, а можно увидеть в сегодняшнем странном временинеисчерпаемые возможности, великий новый шанс для строительства чего-то большого, огромного.Время нового Шанса.

6. Перед нами раскинулась великая не рассказанная и не показанная страна. Огромностьпредстоящей работы поражает, но и вдохновляет. Эта работа должна основываться не только напорыве, но и должна иметь прочные институциональные основания. Эта работа должна управлятьсяне только страстью, но и новой прагматикой. Эта работа должна не только порождать актыиспепеляющего и плодоносящего, яркого и бесконечно талантливого творчества, но и политики,осмысленные и увенчанные целью практики.

7. Началом этой работы должны стать политики интерпретации и признания. Произошланезаметная десуверенизация индустрии признания людей творческих профессий. По сутиотечественной индустрии и инфраструктуры признания нет. Ее нужно строить заново. И еслигосударство все-таки остается эмитентом признания, раздавая творцам ордена и премии, то этоговсе равно мало. Необходимо созидание разветвленной инфраструктуры, мощной сувереннойиндустрии признания всех отраслей творчества, предполагающей возникновение особенного типаменеджеров, плотной вязи таких институтов, как «залы славы», «гильдии», многочисленные«рейтинги», списки «лучших всех времен» и т.п. Такого рода институциональное творчествопотребует терпения, времени и особенных навыков девелопмента, терпеливого, смиренного,дисциплинированного выстраивания того, что кажется эфемерным, но обо что можноспоткнуться.

8. Не менее важно и возвращение суверенно мыслящих людей в поле интерпретации искусств,оставленное без боя в постсоветские времена. Возрождение института критики — насущнаянеобходимость. Мы разучились наговаривать символическую капитализацию нашему искусству.Сейчас это делают другие, тем самым управляя нами. Карманная, портативная, управляющая нашейактуальностью, картина мира сделана не нами и не у нас. Именно поэтому мы оказались неготовыми к «перевариванию», реконкисте такого значимого, поражающего своей огромностьюявления — советского искусства. Сегодня мы находимся на дальних подступах к этой важной инасущной работы.

9. Мы должны разрушить сложившуюся либеральную монополию на «актуальность» искусства. Мыдолжны сконструировать, собрать новую актуальность, отвоевав ее у contemporary art.

10. Мы должны спроектировать и последовательно воплощать в жизнь кириллические политики,созидая кириллический мир, отстаивая его, как важный элемент нашей идентичности.

11. Мы должны быть готовы к символическим войнам за имперское наследие (в том числе исоветское), которое пока отрицается новообазованными постсоветскими государствами, но ужеочень скоро будет присваиваться ими, т.к. содержит великие свершения и проявлениячеловеческого духа, что необходимо для выстраивания полноценной идентичности.

12. Мы должны внести свою лепту в созидание суверенной популярной культуры, конвертируемойи экспортно ориентированной.

13. Нам необходима реконкиста своего наследия, из которого нами актуализирована лишь 1/10часть. Мы должны быть готовы к включению в активный оборот тех несметных сокровищ, которые вцифровую эпоху представляют широкой публике отечественные музеи. Всего масштаба процессадемократизации национального наследия, хранящегося в наших музеях, архивах, библиотеках, мыдаже не осознаем.

14. «Суверенизация» не синонимична «изоляции». Мы не призываем создать эдакую культурнуюверсию чучхэ. Напротив, суверенность, обращение к самым широким слоям публики, напряженнаяинтеллектуальная работа — все это слагаемые конвертируемости отечественной культуры.