Философия, идеология

Отношение к философии и идеологии как к чему-то «вспомогательному» и «надстроечному» — вкорне неверно. Оно опровергнуто на практике как историей прошедших веков, как советскимидесятилетиями, так и последней четвертью века.

Несмотря на базовое утверждение «бытие определяет сознание», марксистко-ленинскаяфилософия на деле определяла и диктовала направления развития всех сфер советского общества.От внешней политики, ВПК и тяжелого машиностроения до работы ателье пошива одежды в самыхудаленных от московской Старой площади райцентрах. Не говоря уже о высоком искусстве.

Что касается постперестроечного времени, которое по целому ряду признаков нами не изжито ина сегодняшний день, то его формальная «деидеологизация» являлась (а во многом является исейчас) исключительно словесной ширмой для навязывания одной из самых тоталитарных идеологий: секулярного и космополитического неолиберализма.

Та же ситуация сложилась в искусстве. Если в допетровский и дораскольный период русскойистории практически все художественное творчество определялось церковным миропониманием, то, начиная с XVIII века, процессы секуляризации и дерусификации проникли во все элементыотечественного искусства. Последнее, конечно, не означает, что светское высокое искусствоэпох «Русского Возрождения» и «Русского Просвещения» XVIII-XIX веков теряет ценность.

Именно синтез имперского искусства с православными традициями, на практике выразившийся внеорусских и неовизантийских архитектурных шедеврах, в возрождении традиционной иконописи,«золотом веке» русской литературы и т. д., представляется основой философии русскогоискусства. Этой философии не дала в полной степени раскрыться и реализоваться революционнаясмута 100-летней давности.

Важно сделать оговорку, что и советский период не был идеологически однороден. Высокоеискусство проявлялось как в советском авангарде (парадоксально, но факт), так и в егопреодолении — сталинском ампире. Как в «суровом стиле» позднесоветского реализма, так и в«деревенской прозе».

Но главная проблема последних десятилетий — это уже упомянутая попытка деидеологизироватьвсе сферы жизни русского общества, включая искусство. Эта попытка выразилась в самойнастоящей борьбе с высоким искусством: народное творчество подменяли "масскультом",академическое — откровенно провокационными формами «современного искусства».

Для того, чтобы «вернуться к корням» во всех направлениях искусства, а также наполнитьрусским содержанием зияющие пустоты, образовавшиеся в течение последнего столетия (а внекоторых областях уже более 300 лет), необходима мощная экспертная площадка. Именно этимобъединением неравнодушных творческих людей вокруг общих ценностей, идеологии и философииможет стать Русский Художественный Союз.

Идеологию и философию РХС можно определить «от противного», исключая идеологическиетечения, реализация которых на практике уже продемонстрировала их антихристианский иантирусский характер. Однако одного исключающего правила здесь явно недостаточно. ИдеологияРХС не может быть только опровержением разрушительных идей. Так же, как и смешениемидеологических систем прошлого. Эклектика вполне возможна в эстетических направлениях, нонедопустима в этических, духовно-нравственных принципах.

Для начала важно обратиться к историческому опыту наших идейных предшественников. В первуюочередь, Общества возрождения художественной Руси (ОВХР), действовавшего в Российской Империи только в 19151917 годах, но имевшего преемственность от более ранних русских культурных и общественно-политических организаций (в первую очередь, «Русского собрания»). Кроме того, ОВХР напрямую или косвенно повлияло на некоторые русские эмигрантские структуры (парижское общество «Икона» и др.) и даже советские подпольные и полуофициальныекультурно-патриотические объединения (включая легендарный ВООПИиК и даже общество «Память»). В дальнейшем истории и идеологии ОВХР стоит посвятить отдельный доклад, но уже сейчас стоит выделить два ключевых направления, на которых основывалась вся деятельность Общества:

1) Утверждение православных христианских основ русской культуры, а соответственно —связанная с этим цель возродить историко-культурные идеалы допетровской (а если быть точнее,дораскольной) Руси, применяя их во всех современных направлениях искусства;

2) Противостояние навязыванию чуждых (в том числе и доморощенных декадентских)художественных форм, имеющих привязанность к активно распространявшимся либеральным илеворадикальным идеям.

Исходя из опыта наших предшественников, переработанного с учетом ошибок и достиженийпоследнего столетия, мы строим базовые принципы Русского Художественного Союза:

1) Русский Художественный Союз — организация светская, но каждый его член, как вреализации личных проектов, так и в совместных проектах РХС должен осознавать христианскиеосновы русской культуры.

2) РХС не выражает требований следовать принципам соцреализма, нацсоцреализма или любогоиного реализма (или другого метода). Также как в тех же архитектурных формах никто не требуетследовать исключительно византийскому или древнерусскому канону. Мы за «цветущую сложность»при непременном исключении возможности кощунственного "самовыражения". Мы за использование современных методологий и технологий (в частности, достижений цифровой революции), но категорически против аксиологической революции, направленной против наших традиционных ценностей (религиозных, общественных, семейных, бытовых).

3) РХС ставит одной из своих задач возрождение русской исторической памяти, изучение ипопуляризацию Русской Традиции, историко-культурного наследия поколений наших предков.

4) Традиционализм является главным идеологическим основанием Русского ХудожественногоСоюза. Под традиционализмом, главным образом, подразумевается сохранение преемственности влюбых формах искусства, следование православным духовно-нравственным ценностям, опора намноговековое русское художественное наследие в творческой деятельности.

Таким образом, Русский Художественный Союз исходит из принципов русского православноготворческого традиционализма, детальная разработка философии которого также входит в числонаших стратегических задач.