В музее заповеднике «Куликово поле» открылась выставка «Икона. Искусство веры» под кураторством члена РХС Антона Беликова.

На Куликовом поле, в музее-заповеднике, открылась выставка «Икона. Искусство веры». Куратор – член РХС, молодой философ и художник Антон Беликов. Старинные иконы из запасников музея представлена здесь наряду с работами современных художников.  Хочется отметить формат мероприятия – современное искусство встраивается в имеющуюся коллекцию музейных экспонатов, симфонирует с ней, будто собралось на Поле Куликовом великое радение.  

http://www.kulpole.ru/news/4395  

Такой совместный формат на счету у РХС уже второй. Первой была выставка "Русский реализм XXI века", организованная два года назад в Музее современной истории России нашим же соратником - искусствоведом и сотрудником РОИЗО Арсением Штейнером. Там живопись и графика художников-реалистов 30-40 годов ХХ века соседствовали с работами современных художников. 

https://www.m24.ru/galleries/iskusstvo/10102015/4258

Симфоничность – дело не только формата, но и времени: налицо стремление разных эпох к божественной норме бытия, к соборности и созиданию. Жанр иконы особенно к этому располагает, или вот как лучше сказать: адским мукам, столь милым сердцу современных актуальщиков,  русская икона жестко отводит малое место на периферии. 

«Русский реализм» 2015 в ГМСИР был своего рода ответом на  выставку «Мыслящий реализм», случившуюся в 2007 г. в Третьяковке. Название взято у Писарева. Русский либеральный публицист, как мы помним, ратовал за индивидуальное зрительское мнение как главный эстетический критерий, отметая  законы искусства и прибегая лишь к «химии» материальных потребностей и естественно-научных выводов. Собственно, базаровщина и вышла, и не без скандала:  сотрудники музея не позволили художникам развернуть лицом к стене Ивановское «Явление Христа народу»,  зато актуальщикам удалось отметить на косяке  выставочного зала «творческий рост». Несколькими годами позже акции Pussy Riot в Храме Христа Спасителя и Петра Павленского на Красной площади довели «музейную историю» до логического конца.  

Безусловно, и проект на Куликовом поле имеет свои интересные аналоги, и ближайший – выставка христианского искусства – церковного и светского – «Дары» (2014, кураторы Гор Чахал и Сергей Чапнин). Выставка не только соединила церковное и светское христианское искусство в пространстве флигеля Руина в Музее архитектуры, но и собрала за круглым столом художников, священников, искусствоведов.  Материалы круглого стола опубликованы http://www.orthedu.ru/news/9175-iskusstvo-sovremennoe-svetskoe-cerkovnoe.html ,  http://chahal.livejournal.com/788989.html  и представляют безусловный интерес. 

Peresvet.jpg

Думается, в этом поле можно и соратников для союза поискать, и задуматься как минимум над двумя тенденциями в современном искусстве: к обновлению церковного дизайн-кода и иконописи – с одной стороны,  а с другой - к возвращению  современного искусства к развитию библейской, христианской тематики  в положительном, благоговейном ключе. Может быть, когда-нибудь, как в эпоху русского модерна, обе эти тенденции смогут объединиться и в пространстве нового храма. Пока же соборность держат музейные стены. 

Выставка на Куликовом поле продлится до 29 марта. А на следующей неделе, 1 декабря  Антон открывает экспозицию «Икона после иконы»  в Серпуховском историко-художественном музее. «Все работы объединены общей идеей, суть которой сводится к отказу от так распространенного сегодня автоматического копирования древних образцов в пользу творческой переработки и художественного поиска в рамках существующего канона церковного искусства», - гласит релиз. 

Рассказывают, Пересвет Челубея на Куликовом поле интересно победил. Татарин первый пронзил копьем русского воина, но монах подтянулся на вражеской палке  к пораженному супостату и порешил его.

За развитием молодежного христианского десанта  и сводками его  передвижения по стране следим на страничках в соцсетях:

https://www.youtube.com/watch?v=h3U7L_ZIM-M&feature=youtu.be .  

https://www.facebook.com/groups/663935257142618.