РХС: хватит работать на «соседнюю канцелярию»! Панельная дискуссия «Церковь и современная культура» на VI Санкт-Петербургском международном культурном форуме

Выступление РХС на Санкт-Петерургском культурном форуме 17 ноября было посвящено взаимоотношениям и соработничеству художников и священства. В панельной дискуссии «Церковь и современная культура» принимали участие председатель РХС продюсер Эдуард Бояков, священник о. Владимир Соколов, публицист Михаил Тюренков, архитектор Андрей Анисимов и журналист Елена Жосул. К москвичам присоединились петербургский художник Сергей Бугаев Африка и художник тбилисский Шота Глурджидзе. Утренняя подиумная дискуссия  продолжалась в кулуарах, а вечером с лекцией об уроках февральской революции 1917 года на одной из площадок форума выступил епископ Тихон Шевкунов. Удивительным образом совпали и позиции, и даже терминология «Мальчика Бананана» и церковного иерарха: ключевой причиной и атрибутом революции 1917 года и всех других русских смут был признан массовый психоз, активно используемый и подогреваемый извне. Тихон Шевкунов, ссылаясь на опыт психиатров, назвал ее «семантической деменцией», а Сергей Бугаев - «семиотическим вирусом».  Епископ Тихон призывал людей, и прежде всего, интеллигенцию, к нравственной гигиене, а Африка – к распространению опыта Свято-Троицкого Новоголутвинского монастыря, превращенного стараниями игуменьи Ксении в настоящий творческий кластер. 

Однако не так сложна диагностика, как ответ на вопрос «что делать», как добиться плодотворного диалога искусства и церкви, как избежать скандалов, с которыми так часто ассоциируется современное искусство.  РХС обозначил целый ряд идей и направлений, для разработки которых требуется отдельная конференция, и ее уже решено провести весной.  

нр.jpg

Прямой, непосредственный союз искусства и церкви – это единственное, что способно вытащить страну из духовного кризиса, - свою гипотезу Шота Глурджидзе подкрепил молитвой в исполнении схиархимандрита Серафима Бит-Хариби на арамейском языке. Особое внимание обратил Шота на тесный контакт сегодняшней грузинской церкви с детьми и молодежью. В России, напротив, очень не хватает культурных центров при церквах и монастырях. А многие воскресные школы имеют частный статус, посещать их – недоступная роскошь для православных многодетных семей. Православная молодежь -  залог будущего национального иммунитета - считает Алексей Бугаев Африка. 

Важнейшая тема – высокая православная эстетика, образцы которой до сих пор малодоступны и для церкви, и для современного искусства. Но счастливые ситуации, когда интересы заказчика, священника и художника совпадают, сегодня существуют. Андрей Анисимов продемонстрировал, какая красота ждет тех, кто достиг согласия. А Михаил Тюренков рассказал о беспрецедентном пути русской церковной архитектурной традиции – от старообрядчества – к модерну. Этот путь был воплощен в начале ХХ века в краткой, но яркой практике Общества Возрождения Художественной Руси. Поекты общества – бесценный референс для РХС.  

Но что же делать прямо сейчас, когда эфир буквально разрывается от скандалов по поводу «оскорбления чувств верующих»? Создавать площадки для дискуссий, конструктивного диалога, soft power по урегулированию конфликтов и выработке позитивных критериев душеполезных, ктарсиальных художественных произведений, - считает Елена Жосул. И, что не менее важно, необходимо продюсировать новые проекты, создавать здоровую конкуренцию, чтобы верующий человек мог выбирать лучшее из хорошего, а не меньшее из зол. 

Есть ли смысл вводить цензуру,  учитывая столь высокие духовные критерии, задаваемые союзом искусства и церкви? Некоторые считают – да, безусловно, стоит. Другие готовы драться за возможность победить  пошлость в честной конкуренции. Но с одной, бесспорной мыслью согласны все: государство нуждается в грамотных экспертах, чтобы не оплачивать труды «соседней канцелярии». Выразил эту мысль присоединившийся к дискуссии Николай Бурляев, народный артист России, один из учредителей «Фонда православной культуры священника Павла Флоренского» и исполнитель главной роли в одном из самых пронзительных современных фильмов шестидесятых годов – «Иваново детство» Андрея Тарковского.  

эд.jpgсок ан.jpg