РХС: авангардизм в отдельно взятой стране. Доклад Э. Боякова на VI Санкт-Петербургском международном культурном форуме.

На Санкт-Петербургском культурном форуме Русский Художественный Союз работал в формате подиумных и панельных дискуссий. Такой формат не предусматривает глубокого анализа проблемы, но позволяет поднять важные вопросы и предъявить позицию или метод их рассмотрения.

1600.jpg16.11 .jpg

Первый доклад был сделан Эдуардом Бояковым 16 ноября 2017 на дискуссии «Русский авангад и проблемы культуры». Мощное влияние на мировую культуру русской революции и русского авангард, взятого на вооружение молодым советским государством, бесспорно – этот исторический взгляд объединяет множество сюжетов. Часть из них была представлена в докладах. Оригинальная позиция РХС состояла  в противоположном, сквозном, культурологическом взгляде на искусство авангарда. Если исторический взгляд выявляет место русского авангардизма в глобальном «левом марше» (вплоть до звездочки на берете эстрадного певца Филиппа Киркорова),  то культурологический взгляд раздвигает исторические рамки и  обнаруживает уникальность русской авангардистской позиции в самые разные эпохи. И уникальность эта состоит в скрытом присутствии консерватизма в казалось бы революционных высказываниях. В качестве примеров  Э. Бояков привел протопопа Аввакума, писателя Андрея Платонова и современного художника Алексея Беляева-Гинтовта. Слушатели убедились: воздействие представителей  «консервативной революции» на культуру  в любой точке времени выражается в своеобразном камертоне, эстетизации традиционного канона, честного и неизменного в своей архаичности. Отсюда – парадоксальное сходство позиций авангардистов с позицией русских почвенников, религиозных мыслителей и «космистов».  

Доклад сопровождался яркими иллюстрациями, чего нельзя было сказать о большинстве сообщений дискуссионной панели.