«Культурный процесс как основание мировоззрения и государственности». Доклад протоиерея Владимира Соколова на Санкт-Петербургском культурном форуме.

Почему сегодня церковь и современную культуру связывают лишь скандалы? Что мешает современному художнику войти в храм, а Церкви – использовать его талант? Этим наболевшим вопросам была посвящена инициированная Русским Художественным Союзом дискуссия «Церковь и культура» на Санкт-Петербургском культурном форуме 17 ноября. Участник дискуссии – протоиерей Владимир Соколов,  настоятель строящегося храма во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия, поставил – вопрос и радикальнее, и глубже: откуда вообще появилась культура как видовая характеристика человека? Происхождению культуры и сверхзадаче человеческой деятельности, в том числе, и творчества, посвящена книга отца Владимира  «Мистика или духовность? Ереси против христианства», вышедшая в 2014 г. Его доклад на форуме – введение в этот актуальнейший текст и приглашение к разговору, который давно пора начать.

Эксперты, занимающиеся мониторингом и анализом политической, экономической и культурной жизни мирового сообщества, согласно свидетельствуют, что наша цивилизация находится сегодня в кризисе. Причем не просто в кризисе, а, как утверждают эксперты, в системном кризисе. Но если мы попали в такой кризис, то существует какая-то системная ошибка в понимании политической, экономической и культурной жизни человечества. Системная ошибка, потому и системная, что она проникает во все области нашей жизни.

Системная ошибка, на мой взгляд, состоит в том, что мы неверно понимаем смысл и значение культуры в жизни человечества и в связи с этим неверно трактуем назначение человека в историческом культурном процессе. Человека вне культуры не существует. Если человек в раннем возрасте попадает в животное сообщество, то он может выжить и вырасти в этом сообществе, сохранив все внешние антропологические признаки, Однако по своему сознанию и навыкам он станет животным, хотя и будет выглядеть как человек. Каков характер той среды, в которой возрастает и воспитывается человек, таков будет и сам человек. Поэтому так важно, в какой именно культурной среде возрастает человек.

Существует около пятисот определений культуры. Если пятьсот человек соберутся для культурной деятельности, то каждый может заниматься своей культурной деятельностью в соответствии с тем определением, которым он определяет свою деятельность. Однако все эти определения объединяет одна простая мысль: культура - это то, что создает человек, в отличие от природы, то есть человек создает то, что не существует в природе и чего не создает природа. Тогда возникает естественный вопрос: если в природной среде нет культурных признаков, а только в культурной среде воспитывается человек, то откуда же имеющие антропологические признаки  существа, которых в эволюционно процессе еще нельзя назвать людьми получили ту среду, в которой они могли бы стать людьми? Этот вопрос в эволюционной теории никогда не ставился, потому и не мог быть разрешенным.

На этом вопрос нам отвечает Библия. Первый человек Адам получил культурные навыки в раю, непосредственно от Бога, ибо Бог ходил посреди рая (Быт.3,8). Адам обучался в культурной школе Бога - и обучение заключалось в наречение имен-смыслов. Из оригинального текста становится понятным, что наречение было подобно браку - соединением в любви с тем, что надо было наименовать - тогда в этой любви открывалась сущность именуемого. Это и была школа становления человека в его назначении как  соработника Бога.

Но в раю появился и змей, который соблазнил Адама и Еву, вкусивших плодов древа познания добра и зла. Такое привычное нам именование древа, всего лишь прямой перевод, но в древне-еврейском языке это идиоматическое выражение - означающее: древо познания всего на свете. В идиоме, как известно, прямой смысл остается, но главный акцент в идиоме на смысл идиоматический. И так Адам попадает в другую культурную среду- в другую школу, где познание - это внешний процесс познания всего на свете. Эта измена изначальной школе и названа грехопадением человека.  

Поэтому изначально уже имелось два культурных подхода, две школы. В одной Адам учился ухаживать за райским садом, любить его и взращивать, познавать сущность жизни. А в другой, - учился познавать внешнее устройство жизни, научался тому, как пользоваться всем на свете. В изначальной школе он должен был возрасти в настоящего соработника Богу, в другой, - постепенно вырождался в паразита на теле вселенской жизни.

Однако Бог не оставил человека в его падшем состоянии. Он все время являлся в истории, то помогая Ною выстроить ковчег, то заключая Завет с Авраамом, то передавая Моисею скрижали заповедей. И мы видим, что культурный процесс - это Богочеловеческий процесс. Это не то, что сотворяет человека, в отличие от природы, а то, что создается человеком в ответ на призывы, указания и повеления Божьи.

Поражает, что мы в нашем понимании культурного процесса спокойно уживаемся с очевидными противоречиями. Например, если мы обратимся к определениям таланта. То увидим, что талант определяется как природный дар. Однако, талантливый человек – это тот, человек, который способен производить нечто оригинальное и новое, но природа в этом смысле консервативна – она порождает одно и то же – ничего оригинального, ибо оригинальное приводит к вырождению, ведь оригинальное в природе – это патологическое явление. В религиозном понимании талант – это то, что является даром от Бога. И этот дар необходимо возвратить Богу умноженным. Талант, таким образом, не твое личное достояние, а капитал, который дается для служения в этом саду мироздания, за которым и поставлен ухаживать человек.

Когда мы утверждаем, что культурный процесс – это привилегия человека, то, тем самым, утверждаем и право падшего эгоистичного человека безраздельно пользоваться всем тем, что рождает природа, При этом ответственность перед Мирозданием за такое хищническое вторжение в живую природу снимается с человека. Эта безответственность и порождает системный кризис во всех областях жизни.

Выход из создавшегося кризиса нам видится совсем не в том, что мы предложим новые культурные проекты, а в  воспитании другого человека - нового, который перестанет быть паразитом на теле вселенной, а станет соработником Богу в хранении, взращивании и ухаживании за созданием Божием. Выход в возращении в Божественную школу, где Бог рождает, взращивает и обучает себе соработников - сынов Божиих, где культурный процесс – это Богочеловеческий, а не только человеческий процесс. У Церкви имеется многовековой опыт по воспитанию такого нового человека.

Для нас, русских людей, необыкновенно важно правильное понимание культурного процесса и его значения в жизни человеческого сообщества, потому что, в отличие от западного понимания, где государственная и культурная жизнь строилась на основании закона – мы устрояли нашу государственность на общем культурном фундаменте. А культурная жизнь возникала вокруг монастыря, который и являлся культурным центром и школой жизни

                               648620a4.jpg